Как заключить договор на аренду муниципальной земли
Муниципальная собственность на землю, то есть право владения, использования, распоряжения участками земли – ведение муниципального образования. Территория Российской федерации разделена почти на 14,5 тысяч таких образований. Полномочными представителями собственника согласно статье 125, 215 ГК РФ являются органы местного самоуправления. Именно они могут передавать землю во временное и постоянное пользование, аренду, собственность физическим лицам и организациям.
Возможность распоряжения землей относится к объектам, переданным муниципальным органам на основании законодательства РФ в процессе разграничения государственной собственности на землю (п. 2 статьи 18 ЗК РФ, отдельно п. 2 ст. 17 и ст. 19 ЗК РФ).
При совершении изъятия, конфискации, признания недвижимости бесхозяйной возможно возникновение муниципальной собственности на землю (ст.53 ЗК, ст. 225 ГК).
Частная собственность на землю в пределах муниципальных образований присутствует, но редко. Допускается передача муниципальных земель в аренду. Статья 5 ЗК РФ определяет арендаторам и лиц, использующих земельные участки по праву аренды или субаренды.
Государственной регистрации в обязательном порядке подлежит договор аренды земли на срок более одного года. Это определено п.1 ст.26 Земельного кодекса, а также ст. 651 ГК.
Договорные отношения
Статьи 260 и 608 ГК РФ утверждает право передачи земельного участка в аренду за собственником земли.
Чтобы взять в аренду муниципальную землю, необходимо пройти определенную процедуру.
Определение права аренды
Чтобы заключить договор аренды земли РФ в отдельных регионах необходимо выкупить право на это действие. Предметом сделки является возможность заключения договора аренды. Обычно этот процесс бывает узаконен постановлением местных властей. Статьей 38 ЗК РФ исполнительные органы местного самоуправления назначают оплату за возможность вступить в арендные отношения на участок. В процессе торгов определяется победитель, претендующий на участок. С ним заключается договор купли-продажи. Основными положениями договора определяется возможность и условия вступления в арендные отношения арендатором и муниципалитетом.
Необходимый набор документов, предоставляемый соискателем права аренды:
- заявление на имя главы местного самоуправления, в котором указывается: назначение объекта, возможное размещение, примерных размеров участка;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- свидетельство о регистрации предприятия;
- паспорт заявителя;
- подтверждение полномочий руководителя предприятия;
- топографическая съемка участка, давностью не более одного года.
Последний документ запрашивается в организации, которая имеет прямое направление деятельности по выполнению топографической съемки. На ней должны быть указаны все земельные участки в данной местности по кадастру, изображены все инженерные коммуникации, границы строений. На съемке необходимо указать местоположение земельного участка, планируемого в аренду.
Органы местного самоуправления принимают соответствующее решение. Многим субъектам РФ эта практика незнакома, поскольку инвестиционная активность в них оставляет желать лучшего. Там, где местные власти устанавливают данный порядок, они руководствуются положениями ст. 615 ГК РФ. Это вполне легитимно.