Основные особенности и критерии аренды помещения под банк
Рост рынка финансовых услуг, а также уход с рынка банковских услуг значительного количества кредитных организаций в связи с отзывом лицензии, позволяет крупнейшим банкам расширять сферу своего присутствия. Это в первую очередь происходит за счет приобретения и аренды коммерческой недвижимости под дополнительные отделения и офисы. У многих арендодателей возникает вопрос, как сдать помещение в аренду банку, поскольку арендатор в лице банка является надежным партнером, который стабильно исполняет свои обязательства независимо от внешних факторов.
Требования и критерии к помещениям
Банки и иные финансовые организации особенно тщательно выбирают помещения для расположения своих офисов и представительств. Удачно выбранное место позволяет не только привлечь новых лиц в ряды потенциальных клиентов, но и повысить репутацию и статус среди постоянных. Какие требования предъявляют банки к арендуемым помещениям и о чем необходимо позаботиться, заключая договор с банком. Проанализируем данную категорию арендных правоотношений.
Подходя к поиску помещений в аренду для обособленных отделений, банки готовы платить арендную плату выше других арендаторов, но при этом и требования к объектам у них достаточно высоки. Анализ предложений нескольких банков по аренде и покупке позволил выделить следующие общие критерии к нежилым помещениям:
- строение должно быть надлежащим образом введено в эксплуатацию;
- отсутствие какого-либо обременения, в том числе ареста и иной спорной ситуации;
- возможность долгосрочной аренды (минимум от 5 лет);
- расположение в деловом центре города;
- доступность для автомобилистов и пешеходов (наличие парковки);
- первый этаж здания;
- возможность субаренды.
В зависимости от целей и функционала будущего отделения требования могут существенно дополняться. Так, если планируются открыть отделение, направленное на обслуживание розничных клиентов в Москве, некоторые банки требуют выполнение следующих условий:
- расположение в оживленном месте (рядом с метро либо с крупными транспортными развязками);
- открытая и свободная планировка;
- возможность доступа в помещение круглосуточно;
- презентабельный вид снаружи и возможность размещения рекламы на фасаде.
Кроме этого достаточно часто предъявляются и такие специфичные требования как:
- отсутствие эксклюзивного права одного провайдера на услуги связи;
- наличие определенной высоты от пола до потолка (например, 2,5 м.);
- определенный уровень энергоснабжения.
Каждый банк формирует подробные критерии самостоятельно, при этом чем больше предъявляется специфичных требований тем выше цену он готов платить за арендованную коммерческую недвижимость.
По сравнению с указанными выше требованиями аренда помещения под банкомат не предполагает каких-либо особенностей, за исключением круглосуточного доступа.
Особенности аренды банковских помещений
Договор аренды в отношении помещений, предназначенных для отделений банка, регламентируется гл. 34 Гражданского кодекса.
Поскольку аренда банковских помещений предполагает длительный характер – такой договор всегда оформляется в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации. Расторжение договора осуществляется направлением уведомления за месяц до предполагаемой даты.
Кроме этого банк, как правило, за счет собственных средств осуществляет ремонт помещения для того, чтобы оно соответствовало всем требованиям Центробанка. Поэтому важно сразу определить, судьбу неотделимых улучшений после расторжения арендных отношений.
При сдаче в аренду помещения под банкомат необходимо четко указать место его расположения, поскольку в большинстве случаев сдавать требуется не всё помещение, а лишь небольшая его часть.
Аренда помещения под банк привлекает арендодателей размерами арендной платы и долгосрочностью соглашения. Все требования, предъявляемые банками, имеют цель показать преимущество над конкурентами и обеспечить лояльное отношение клиентов к банковским услугам.