Особенности составления акта приема-передачи
Передача жилого помещения в собственность или владение третьим лицам, требует соблюдения определенного порядка. Особое внимание следует уделить подготовке пакета документов, в число которых входит договор акт приема-передачи квартиры или жилого помещения.
Содержание
Акт приема-передачи имеет определенную юридическую силу и в большинстве случаев при его отсутствии, сделка может считаться не заключенной или не исполненной.
Содержание и форма акта приема-передачи квартиры
На практике, составление акта требуется чаще всего при совершении сделок аренды и купли-продажи жилого помещения, квартиры.
Сторонам сделки необходимо учитывать данное условие, т.к. составление договора аренды, без соответствующего приложения к нему в виде акта, не будет основанием, подтверждающим передачу имущества в наем.
В некоторых случаях стороны могут не составлять акт, в виде отдельного документа. Для подтверждения факта передачи недвижимого имущества в аренду, достаточно включить данное условие в текст самого договора.
Лучшим вариантом будет, если стороны все же составят акт приема-передачи в виде отдельного документа. Такой подход удобен для сторон и имеет широкое применение на практике. Тем более при составлении договора и включении в него условий, подтверждающих прием и передачу имущества, можно упустить важные моменты или допустить ошибку.
Образец акта приемки передачи квартиры в аренду должен иметь следующее содержание:
- В правом углу следует указать, к какому договору данный акт является приложением (пишется номер договора и от какого числа).
- Посередине пишется название акта, и к какому договору он относится, далее в левом углу указывается место составления, в правом прописывается дата.
- Далее пишется преамбула, содержанием которой служит информация о сторонах совершаемой сделки. Обязательно следует указывать точные данные, без ошибок и опечаток, строго в соответствии с личными документами сторон.
- Далее по пунктам следует изложить подробно следующую информацию:
- Условие о передаче арендодателем жилого помещения арендатору.
- Характеристика помещения: адрес, номер квартиры (дома), этажность.
- Общее состояние жилья переданного в найм. Следует указывать все недочеты, имеющиеся поломки, наличие мебели и пр.
- Иные сведения, являющиеся для сторон важными.
- Обязательно следует указать, что стороны не имеют друг к другу претензий.
Образец оформления акта приема-передачи квартиры по договору аренды, может содержать опись имущества, находящегося в квартире. Следует указать в каком оно состоянии, перечислить все предметы мебели. Как правильно составить акт описи имущества читать здесь.
Чем подробнее будет составлен акт, тем в большей степени стороны могут себя обезопасить от возможных разногласий.
Правильное составление бумаг играет важную роль в том случае, если спор между сторонами дойдет до судебного разбирательства. Как показывает практика, суды довольно часто отказывают в удовлетворении требований арендодателя, если акт или сам договор найма были составлены не верно.
В некоторых случаях арендатор может быть признан виновным в порче имущества, не имея при этом прямой вины.
Например, в акте не было указано, что в жилом помещении находятся вещи арендодателя. После приема квартиры у арендатора, выясняется, что не хватает определенного имущества. Доказать, что оно находилось в квартире на момент сдачи ее в аренду, будет довольно сложно, если в акте не указано иное.
Стоит учитывать, что взыскать с арендатора ущерб не возможно в следующих случаях:
- Нанесенный имуществу ущерб возник вследствие естественных причин. Например, в комнате из-за старости обсыпалась штукатурка.
- Ущерб возник из-за не организованной работы коммунальной службы. К примеру, вовремя не был проведен капитальный ремонт проводки, в связи с чем, произошло замыкание, и в квартире сгорела бытовая техника.
После достижения согласия по всем пунктам акта и договора, ответственность за переданное помещение переходит к арендатору.
Составляется акт только в письменной форме. Унифицированной формы данного документа, поэтому стороны при его составлении должны ориентироваться на общепринятые правила.
Количество экземпляров акта приема-передачи – два. Один остается у арендатора, второй у арендодателя.
Акт приема-передачи квартиры при совершении купли-продажи, скачать образец
Сущность составления акта
Сущность акта приема-передачи при совершении купли-продажи квартиры не имеет особых отличительных моментов по сравнению с актом приема-передачи квартиры в аренду.
Чтобы документ имел юридическую силу, в нем необходимо отразить следующие сведения:
- Сведения о дате и месте подписания.
- Данные о договоре, к которому акт идет приложением.
- Информация об участниках сделки. Указываются достоверные данные, соответствующие паспорту.
- Характеристика жилого имущества: адрес, этаж, общая жилая площадь, на каком праве объект принадлежит продавцу и пр.
- Состояние жилья: имеется или отсутствует ремонт, какие имеются повреждения (например, не работает проводка), передается ли какое имущество (например, довольно часто вместе с квартирой передаются встроенные предметы мебели).
- Сумма, за которою покупатель приобрел квартиру.
- В конце ставятся подписи сторон и дата.
Моменты, на которые следует обратить внимание
При совершении крупных сделок, следует обратиться за помощью к юристам, которые смогут оказать консультативные услуги и при необходимости полностью сопроводить сложную сделку.
- Вместе с подписанным актом, передаются ключи от жилья.
- При продаже квартиры, передаются документы, требуемые для совершения регистрации сделки.
- До подписания акта и сдачи помещения в аренду или передачи его покупателю, ответственность за имущество несет собственник.
- При обращении к услугам риэлторов либо агентств по недвижимости, подготовку документов они берут на себя.
- При самостоятельном составлении бумаг можно прибегнуть к образцам, размещенным в интернете. Главное, чтобы они были составлены юридически грамотно.
Скачать. Акт приема-передачи в коммерческий наем.
Скачать. Акт приема-передачи квартиры.