Налог на землю 2016

В 2016 году появилось множество поправок в законодательстве Российской федерации. Они коснулись, в том числе, и налога на землю.  Изменения касаются не только размера ставки налога, но и порядка его начисления (что более принципиально).

Логика изменения принципа расчёта размера налогообложения

Сумма оплаты в текущем году ориентирована на кадастровую имущественную стоимость, которая имеет максимальную приближенность к рыночной. Разница существенна: до этого был налоговый расчет относительно балансовой стоимости земли. У россиян была возможность платить довольно небольшую сумму, что не вызывало особых проблем.

Сумма налога, начиная с 2016 года, для рядового налогоплательщика ориентирована на кадастровую имущественную стоимость, которая имеет максимальную приближенность к рыночной.

На практике разница существенно заметна — ранее налоговый расчет  производился, отталкиваясь от балансовой стоимости земли. Балансовая стоимость земельного участка может кардинально отличаться от стоимости рыночной. При этом такая разница обычно свидетельствует об уменьшенной стоимости земельного участка.

В соответствии с новым порядком налогоплательщики, имеющие земельные участки, примут непосредственное участие в развитии и наполнении местных бюджетов. Указанные средства запланированы на развитие инфраструктуры региона (при этом регионом, который получает средства из государственного бюджета, будет определён регион места регистрации налогоплательщика, а не местонахождения земельного участка).

Размер ставки налога ежегодно будет повышаться на 20 процентов и достигнет своего завершенного объема только через четыре года (в 2020 году). Изначально проект охватывает около 30 регионов Российской Федерации (наиболее готовых к изменениям и имеющих развитый аппарат местного самоуправления).

Кадастровый пересчет

Кадастровая стоимость участка согласно новому законодательству рассматривается как основание для уплаты налога от стоимости участка земли. Цены, установленные на рынке, полностью ей идентичны. Для более полного понимания ситуации, можно рассмотреть следующий пример. В неком регионе был проведен пересмотр земельного налога 3 года назад. Имеется возможность подробного ознакомления с кадастровой картой, где все данные внесены на официальном уровне (Публичная кадастровая карта). Для этого можно воспользоваться сайтом (единым для всего государства). Там же можно найти данные об интересующем участке, отыскав его по кадастровому номеру. Таким образом, система кадастрового учёта будет унифицирована, что позволит избежать коррупционных действий со стороны местных властей.

В том случае, если владелец участка не осведомлен о кадастровом номере своей земельной площади, то ему следует прибегнуть к помощи ориентиров: сперва изучается самое ближнее интересующее местоположение на карте, потом, например, садовое товарищество и так далее, пока не будет найден участок, интересующий налогоплательщика. Такой способ позволяет рассмотреть точную стоимость.  Индивидуализация налога позволит дифференцировать размер ставки налога и избежать так называемой «уравниловки» в его оплате.

Недостатки нового принципа налогообложения

Недостатки эти напрямую относятся к определению кадастровой стоимости. Три года назад их было огромное множество. Оценщики с независимым должностным статусом, определяли цену, которая не имела определенных оснований: в учет не принимались даже такие важные факторы, как месторасположение участков и их отдаленность от местных инфраструктур. Такой подход взывал массу недовольства со стороны налогоплательщиков, так как расширял поле для недобросовестных манипуляций оценщиков. По сравнению с предыдущими годами, в 2016-ом владельцев участков наделят всеми необходимыми полномочиями, при помощи которых они будут способны доказать свою правоту (в том числе, путём обращения в суд).

Поправки, внесённые в законодательство о налогообложении земельных участков, вступают в свою законную силу уже этой весной. Льготы, установленные для налогоплательщиков, останутся прежними, но будут учитываться параметры имеющихся на участке построек.

На этом этапе большую роль играют полномочия и действия местных чиновников: они в праве снизить ставку, но никак не могут ее превысить, в связи с действием ограничения максимальной планки налога.

Не смотря на отдельные недостатки внесённых правок (возможность манипуляции местных властей и «оплатного» снижения ставки), новое законодательство более соответствует реалиям современного рынка земли и отвечает международным стандартам налогообложения.